Записки путешественникаГреция → Ротонда, Салоники

Ротонда, Салоники

3 Авг 2013
Ротонда, Салоники

Ротонда — строгая структура, построенная полностью из кирпича с круглыми стенами. Чтобы преобразовать его в церковь, христиане Салоников переделали  юго-восточную нишу в арку, добавили прибежище, переместили главный вход с юго-запада северо-западную сторону, добавили narthex и построили другую передвижную  вокруг внешней стороны, которая не выжила. Тонкий, автономный турецкий минарет — единственное, что сохранилось в Салониках.

Интерьер был покрыт блестящими византийскими мозаиками, из которых выжило только несколько фрагментов. Большая часть ущерба была нанесена землетрясениями. Мозаики выполнены в Эллинистическом  стиле и являются одними из самых прекрасных примеров мозаичной работы, сохранившихся с этого периода. Качество работы и сложность работы подсказывают некоторым ученым, что рабочие были из Константинополя, вероятно нанятые императором.

От фрагментов и других источников стало возможно восстановить большую часть оригинальной мозаики, полная тема которой, кажется, изображает  Второе пришествие Христа.

Мозаика купола теперь утрачена полностью. Она изображала  Христа, одетого в имперские фиолетовее одежды и усаженного или стоящего на щите. Он держал крест в левой руке и поднял правую руку вверх. Это — известный пример влияния имперских элементов в Раннем христианском искусстве — римская армия часто чествовала императора, поднимая его на щите.

Эта центральная сцена была окружена 24 звездами и границей с орнаментом, которая практически не повреждена, и поддерживается четырьмя ангелами, головы и крылья которых также выжил. Между ангелами был расположен Финикс и  крест. Ниже на куполе был ряд из 24 — 36 фигур, возможно апостолов и ангелов, от которых остались только несколько  ног.

На куполе сохранились  фрагменты восьми сцен, полные символического художественного оформления (кресты, лампы, книги, голуби, павлины, и т.д.) и сосредотачивающиеся  на двух или трех святых. Каждый святой одет в немного отличающиеся одеяния и имеет индивидуальные особенности и живое выражение.

Они — все восточные святые, и многие мучились под Diocletian (r.284-305).

Выбор и группировка этих святых интригуют. Нет никакого другого известного примера в византийском искусстве с этой группой святых или даже ее композиционной. Некоторые  их имена (например, Basiliskos и Therinos) не известны больше нигде. Нет никакого отчета в византийских письмах о солдате по имени Лео, который был измучен в июне.

Золотые мозаики с медальонами птиц и фруктов (восстановленные в 1885 году) украшают юго-восточную часть хранилища и апсиды.


468x60
Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля
468x60