Записки путешественникаРуанда → Национальный парк Вулканов

Национальный парк Вулканов

6 Июл 2012

ВулканНациональный парк «Вулканы» расположен в горах Вирунга (Руанда). Склоны поросли густым бамбуком, и где-то в зарослях обитают животные, удивительно похожие на человека, — горные гориллы. Встретить живого кинг-конга — редкая, фантастическая удача. К тому же с каждым годом шансов на такую встречу становится все меньше. Несмотря на все усилия властей и ученых, пытающихся увеличить численность этих человекообразных обезьян, они остаются чуть ли не самым редким видом животных на планете.

Дорога в царство горных горилл уже сама по себе может считаться приключением. Вам предстоит проделать путь в самое сердце Африки. Лучше всего стартовать из Кигали (столица Руанды), двигаясь оттуда на север — в сторону границы с Угандой и Демократической Республикой Конго. В середине 1990-х Руанда пережила чудовищную гражданскую войну. К счастью, сейчас ситуация постепенно нормализуется. Стабильная обстановка в стране позволяет развивать туристическую индустрию.

Из Кигали до приграничного городка Руэнгери три-четыре часа езды на машине. Рассчитывать на комфорт не приходится, но все неудобства с лихвой окупаются красивейшими видами. Склоны гордо вздымающихся гор изрезаны полосками террас, на которых местные жители выращивают чай, бананы, картофель и кукурузу. Остановиться советуем в отеле «Вирунга». Этот бывший охотничий домик примостился на скальной гряде, зажатой между склонами вулканов. Окна выходят на два больших озера — Булера и Руондо. Каждое утро и каждый вечер жители разбросанных в долине деревушек разжигают костры, чтобы приготовить пищу. В эти часы окрестности затягивает легкая прозрачная дымка, придающая ландшафту таинственное очарование.

Чтобы добраться до заповедника и успеть совершить пешую прогулку, в путь придется отправиться еще затемно. Сначала вам предстоит километров пятнадцать трястись по разбитым грунтовым дорогам, проложенным прямо в джунглях. Там же вы обнаружите деревню Киниги. Сам парк «Вулканы» расположен в удивительном месте — между шестью потухшими вулканами. Власти трех граничащих друг с другом и с парком государств — Руанды, Уганды и Демократической Республики Конго — долго не могли договориться о выделении земли под заповедник. Но к счастью, все-таки договорились. Территория заповедника составляет около 650 квадратных километров. Немалую роль в становлении парка сыграла британская писательница Диана Фосси, впервые побывавшая здесь в 1960-х годах. Она просто влюбилась в горных горилл и посвятила их изучению всю свою жизнь, перевернув представления ученых об этих животных.

Наше путешествие по заповеднику началось с короткой поездки к вулкану Сабиньо. Мы оставили машины в небольшой деревушке, все жители которой вышли к нам навстречу, чтобы поздороваться и пожелать удачи. Мы аккуратно прошли между полями и углубились в густые заросли бамбука. Где-то впереди прочесывали джунгли сотрудники заповедника, которые отправились в путь по той же тропе раньше нас. Они искали следы горилл. Мы пытались выйти на так называемую «группу 13» — одну из пяти семей горилл, обитавших в то время в руандийской части заповедника. Возглавлял группу крупный, седой и очень умный самец по кличке Мунане. Следует отметить: как и в любом путешествии, связанном с поисками диких животных, здесь никто не может гарантировать вам немедленную встречу с гориллами. На их поиски может уйти и час, и целый день — в зависимости оттого, чем гориллы заняты, в каком они настроении и насколько протяженным будет их очередной переход.

К сведению, если вас интересует озеро иссык, то получить всю необходимую информацию, в полном объёме, вы сможете на интернет-ресурсе kolsaylakes.kz.

Сезонные дожди превратили узкую тропу в труднопроходимое болото. То перелезая через рухнувшие на тропинку деревья, то подныривая под нависшие над нею ветки, мы карабкались вверх по склону вулкана. Наконец впереди показались наши проводники. Мы сделали вывод, что гориллы должны быть где-то поблизости.

Нам рекомендовали оставить рюкзаки на тропе, чтобы не пугать обезьян крупными разноцветными предметами. Мы сошли с тропы и стали пробираться сквозь густые заросли. Первую гориллу, того самого вожака Мунане, выглядевшего на редкость грозно и внушительно, мы увидели практически сразу же. Он сидел на траве в самом центре небольшой поляны и выжидающе смотрел в нашу сторону. Нельзя не признаться: чувствовали мы себя не слишком уверенно. В памяти сразу всплыло все, что было когда-то прочитано о силе, свирепом нраве и непредсказуемом поведении горилл. Мы едва осмеливались дышать. Сопровождавшие нас сотрудники заповедника стали издавать странные, похожие на хрюканье звуки. Думаю, они хотели внушить вожаку, что мы пришли сюда вовсе не для того, чтобы доставить ему неприятности. По-видимому, Мунане понял все правильно. Самец согласился принять нас в своем королевстве. Рядом с ним сидела самка, совсем по-человечьи баюкавшая на руках кудрявого пятимесячного детеныша. Это была одна из девяти сопровождавших Мунане жен.
Столь многочисленный гарем является редкостью для обезьян данного вида.

Время наблюдения за гориллами для туристов строго ограничено: один час, не больше. Этот час пролетел для нас как одна минута. Но и эта минута вместила в себя столько впечатлений, что в другой ситуации собирать их пришлось бы неделями. Больше всего нас веселил детеныш. Сначала он пытался съесть все, до чего только мог дотянуться. Затем стал изводить собственную мамашу, карабкаясь на нее, как на мягкую мохнатую гору. А потом решил проявить самостоятельность и отправился лазать по стволам бамбука. Он взбирался по ним, пока они не начинали гнуться и в конце концов ломались под тяжестью обезьяны. Детеныш с глухим стуком, как увесистый мешок, шлепался на землю. Мы старались подавить душивший нас смех, чтобы лишний раз не потревожить ни маленькую гориллу, ни ее родителей. У нас было полное ощущение, что мы присутствуем на воскресном пикнике обычной — человеческой — семьи. Вскоре снова начался дождь. Отпущенное нам время истекло. Мы поползли вниз по раскисшей тропе.

Следующий день мы посвятили поискам и наблюдениям за более крупным стадом горилл — так называемой группой Суза. Для этого нам пришлось совершить настоящее восхождение на самую высокую гору Руанды — вулкан Карисимби (4507 метров). Грунтовая дорога сначала петляла между небольшими деревушками, на улочках которых дети играли простыми, одинаковыми во всем мире игрушками — обручами и палками. Взрослые поражали нас умением перевозить на ржавых, рассыпающихся на ходу велосипедах невообразимое количество цыплят, бутылок с пивом и охапок свежескошенной травы. За деревней начинался довольно крутой подъем. Через некоторое время даже полноприводный пикап сдался, отказавшись взбираться по скользкому глинистому откосу. Легкая прогулка закончилась, и началось серьезное восхождение на вулкан.

Примерно через час-полтора, как и накануне, из зарослей на склоне показались наши проводники. Они уже успели выследить горилл и приглашали нас углубиться в насквозь пропитанные дождевой влагой джунгли. Впрочем, то, что мы увидели, с лихвой искупило все затраченные усилия. На большой поляне нашим глазам предстали почти два десятка горилл. В отличие от «группы 13», которую мы видели накануне, стая Суза не предавалась отдыху и размышлениям, а проводила время в поисках пищи и активных играх. Как нам объяснили, эта группа состояла из четырех взрослых самцов (их можно было узнать по седым спинам), девяти самок и целого выводка детенышей разного возраста. В течение часа мы как зачарованные наблюдали за веселой возней и беззлобным переругиванием горилл-подростков и степенным передвижением старших членов стаи, методично, одну за другой, пережевывавших верхушки бамбуковых побегов. Более того, удача в тот день была на нашей стороне, и нам удалось на мгновение увидеть самого младшего члена стаи — крохотную обезьянку, появившуюся на свет, судя по всему, не больше двух недель назад. Конечно, любая встреча с дикой природой — это настоящее чудо. Но возможность понаблюдать за горными гориллами в настоящих джунглях — нечто особенное.

Другие статьи рубрики "Руанда":

468x60
Здесь вы можете написать отзыв