Записки путешественникаЯпония → Особенности восточного искусства в одном музее

Особенности восточного искусства в одном музее

15 Авг 2012

Национальный музейВ Национальном музее Токио хранится самая ценная коллекция японского искусства в мире, но в то же время там широко представлено восточное искусство вообще. Это относительно новый музейный комплекс, состоящий из трех главных корпусов. Музей был восстановлен после землетрясения 1923 г. к коронации наследного принца. Здание, спроектированное Тома Китаяма, было построено в 1908 г. по случаю бракосочетания принца. Более новая часть — галерея, где выставлены сокровища из храма Хорюдзи. К Национальному музею примыкает большой парк, где находятся другие здания, имеющие большое историческое и художественное значение, например Окиокан и Кудзокан, а также дома Тэнго-ан и Сюнсоро, не считая построек, в которых расположились конференц-залы, библиотека и аудиториум. Первый музей японского искусства, ядро нынешнего Национального музея, в 1872 г. разместился в конфуцианском храме Тайсейден Юсима Сейдо в пригороде Токио. Японское правительство стало много внимания уделять охране и пропаганде своего культурного наследия. Поэтому музей Юсима, для внушительного художественного и естественнонаучного собрания которого требовались более подходящие помещения, перевели в особняк семьи Шимацу в Кодзимачи, где он оставался до 1882 г. Последний раз музей перевели в городской парк Уэно, в павильон искусств, построенный англичанином И. Кондером по случаю открытия Всемирной выставки в 1881 г. В это время в музее устраивали выставки. Он подчинялся тогда Министерству сельского хозяйства и торговли. В 1886 г., когда он перешел в подчинение императора, было обращено самое пристальное внимание на его культурную функцию, связанную с изучением и пропагандой японского искусства.

К концу века его авторитет значительно возрос. В 1909 г. была достроена галерея Хекейкан, которую построили в честь бракосочетания наследного принца, будущего императора Тайсе. В 1923 г. сильное землетрясение полностью разрушило главное здание музея, которое было полностью восстановлено и открыто только в 1938 г. Временно естественнонаучные коллекции перевели в Токио, в Национальный музей естественной истории. В 1947 г. была принята новая конституция, и музей перешел в ведомство Министерства народного образования, тогда он стал называться Токийским национальным музеем. В 1950 г., когда были приняты новые законы об охране культурных ценностей, его образовательная роль возросла. В эти годы музей обзавелся новой галереей, Хорю-дзи Хомоцукан, которая была открыта в 1964 г. Там были собраны великолепные произведения искусства из храма Хорюдзи, подаренные музею императором в 1887 г.
В 1999 г. галерея была перестроена и открыта для публики. Музей поделен на отделы в зависимости от выставленных материалов.
Хейсейкане хранятся уникальнейшие археологические коллекции, в том числе потрясающие керамические изделия эпохи Дзомон (10 000-1000 до н. э.).
Японское искусство представлено в Хонкане. На двух этажах с 24 залами показаны различные виды предметов.
Тоекан, галерея, в которой представлено азиатское искусство, была спроектирована архитектором Танигучи Иосиро и открыта в 1968 г. Десять залов расположены на трех этажах по спирали.
В музее западная монументальность сочетается с японской линеарностью.


В нем хранятся археологические коллекции, образцы тканей, оружие, керамика, лаковые изделия, картины, скульптура и каллиграфические надписи. Более ста тысяч предметов — это подарки императора, частных лиц, некоторые экспонаты получены из крупнейших музеев мира в результате обмена. Экспозиция музея позволяет познакомиться с значительными периодами в истории японского искусства и его взаимодействием с азиатским искусством. Китайское искусство представлено многочисленными образцами, начиная с позднего неолита и кончая керамикой периода Юань (1280-1368) и Мин (1368-1644). Необыкновенно интересен отдел, посвященный живописи. Там можно увидеть потрясающие расписанные тушью вертикальные или горизонтальные свитки из шелка или бумаги. А в отделе японского искусства собраны богатейшие коллекции, в которых широко представлена живопись, в том числе знаменитые ширмы периода Хейян с жизнеописанием Сетоку Тайси, не считая многочисленных картин на вертикальных (какемоно) и горизонтальных свитках (эмакимоно), ценные произведения на религиозные темы.
Учитывая необыкновенное разнообразие и богатство азиатской культуры, Художественной галерее Нового Южного Уэльса пришлось построить новое здание площадью более 700 м2. Как и хотел архитектор, комплекс поражает необыкновенной легкостью и гармоничностью. И то, и другое высоко ценится в восточном искусстве. В конце XIX в. собрание произведений японского искусства стало ядром коллекции.
Архитектор использовал характерные восточные детали, например металлические цветы, которые играют как декоративную, так и конструктивную роль.


468x60
Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля
468x60