Записки путешественникаФранция → Научно-исследовательский центр на Набережной Бранли

Научно-исследовательский центр на Набережной Бранли

22 Июл 2012

Научно-исследовательский центр на Набережной БранлиОткрывшийся в Париже на левом берегу Сены, в двух шагах от Эйфелевой башни, Музей на набережной Бранли не просто музей, а научно-исследовательский центр. Он был открыт 22 июня 2006 г. в просторном здании, спроектированном французским архитектором Жаном Нувелем, победителем объявленного в 1999 г. конкурса. Он предназначен для показа незападного искусства. Нувеля в Париже знают и ценят прежде всего как создателя Института арабского мира и Фонда современного искусства Картье. Музей на набережной Бранли площадью почти 40 000 м2 состоит из четырех асимметрично расположенных зданий, где свет и растительность играют очень важную роль. Наружные стены здания покрыты густой растительностью, это придумал ботаник Патрик Блан, поэтому их трудно заметить сразу. .
Чтобы дойти до музея, сначала нужно пройти через сад, который выглядит диким и запущенным. Этот сад площадью 16 000 м2 был спроектирован Жилем Клее-Жана Нувеля.
Так как здание музея состоит из нескольких объемов и частично скрыто растительностью, лучше всего изучать его устройство, глядя на фотографию, сделанную с высоты птичьего полета. Тогда можно оценить творение
В центре находится трапециевидное здание музея, темный квадрат справа — научно-исследовательский центр, который входит в состав музейного комплекса. Овал слева — служебные помещения.
На двух схемах изображены северный фасад (вверху) и южный (внизу). Северный фасад, вытянувшийся вдоль Сены, украшен цветными «коробочками».
Хотя площадь приобретенной музеем земли более 40.000 м2, здания занимают меньше половины участка. Зеленые насаждения играют далеко не второстепенную роль, они дополняют архитектуру.
Задуманная Патриком Бланком «стена из растений» протянулась на 800 м2. Ее называют «потрясающей». Эта очень плотная «стена» состоит из 15 000 различных растений и 150 видов. Растения покрывают наружную стену музея Бранли, где размещается администрация музея.
Использование цветных «коробочек» обусловлено необходимостью разделить коллекцию музея. Каждой «коробочке» соответствуют произведения конкретного народа или какая-то культура. Некоторые посвящены разным музыкальным традициям.
В похожем на большую улитку павильоне этажи соединены длинной спиралевидной лестницей. «Переходы» стали важнейшим элементом архитектуры музея, который рассматривается как своеобразный переход, мост, между различными культурами.

Центральный павильон опирается на столбы, что вызывает ассоциации с мостом. На фотографии видна застекленная стена комплекса, что также является отличительной чертой проекта. Об этой особенности рассказали наши знакомые французы, приехавшие на Евро-2012 поболеть за свою команду и снимавшие квартиры посуточно в Киеве. Приличное жилье для европейцев (при чем за нормальную цену, учитывая проведение чемпионата по футболу) им повезло найти через сайт renthome.ru. Там и сейчас можно заказать лучшее жилье для путешествий, со всеми условиями по доступной цене.
Центральный корпус, возвышающийся над садом-лесом, опирается на сваи. Наружная стекленная стена длиной 200 метров протянулась вдоль берега Сены, несколько цветных «коробочек» находятся на северной стороне здания, они шатаются и как будто повисли в воздухе. В музее пять этажей, наверх можно подняться по длинной спиралевидной лестнице, заканчивающейся большой террасой, с которой открывается великолепный вид на Эйфелеву башню и город. Коллекция музея, которая не поддается строгой классификации, так как в нее входят разные экспонаты, имеющие художественную, антропологическую и этнографическую ценность, насчитывает более 300 000 предметов. 3500 представлены в постоянной экспозиции.
Внутри просторные светлые помещения чередуются с более уютными затененными зонами, которые подводят нас к экспозиции. На фотографии внизу справа заснят прелестный вид, который предстает перед посетителем как будто в раме.
Длинные, светлые коридоры исследовательского центра украшены живописью восьми прославленных австралийских художников. На фотографии слева можно различить Эйфелеву башню, находящуюся в сотне метров отсюда. Соседство такой знаменитой постройки и символа Парижа сделало задачу Нувеля еще более сложной. На новый музей обрушились и похвала и критика, впрочем так же приняли и Центр Помпиду, который превратился в символ французской столицы.
Часть экспонатов была передана из ранее существовавшего Музея человека, другая часть из уже закрытого Музея искусства Африки и Океании. Экспонаты привезены из Африки, Океании, Южной и Северной Америки. При этом особое внимание уделено культуре американских индейцев доколумбовой эпохи, Азии, Индонезии и Вьетнаму. Музей, тщательно спроектированный Нувелем, предлагает посетителю познакомиться с первооткрывателями этих земель и культур. Кроме того, есть и сугубо тематические выставки с откровенно дидактическими целями, которые необходимы для того, чтобы помочь зрителю понять назначение представленных предметов, обычаи и традиции народа.
Здание, составленное из разнообразных структур и взаимодействующее с природой, различные цвета, в которые окрашены поверхности, должны символизировать разные культуры. Архитектор в представленном на конкурс проекте назвал объемы здания «островами», образующими единый «архипелаг». Сосуществуя в залах, экспонаты все же сохраняют своеобразие. Помещения в виде коробочек, как и наружные стены, не только поражают экстравагантностью и современностью, но и полностью отвечают музейным требованиям, придавая своеобразный облик каждому залу, чтобы подчеркнуть специфику экспозиции. Кроме четырех больших отделов, посвященных Океании, Азии, Америке и Африке, в экспозиции представлены коллекция текстиля, которая насчитывает более
25 000 образцов ткани, преимущественно датируемых XIX-XX вв., собрание фотографий, начиная с середины XIX в. до наших дней (больше 700 000 экспонатов); музыкальная коллекция и исторический фонд. Два последних отдела полностью перешли из Музея искусства Африки и Океании. Организаторам экспозиции удалось отразить географические и культурные особенности, объединить творения древних цивилизаций и современные, концепция музея не имеет ничего общего с точкой зрения колонизаторов и западников. Все это было изложено в работе Клода Леви-Стросса, которому посвящен театр музея.
Южный фасад музея длиной в 200 м застеклен, так как он находится на солнечной стороне. С северной стороны расположены «коробочки», посвященные отдельным культурам. В музее, задуманном таким образом, чтобы сделать переход от одной экспозиции к другой плавным, великолепно объединены различные стили и экспонаты, при этом сохраняется достойное похвалы единство. Сейчас выставлено более 3000 предметов, то есть малая доля хранящихся здесь материалов. Постоянная экспозиция занимает почти 5 000 м площади.


468x60
Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля
468x60