Записки путешественникаНовое в мире туризма → Культура выпаса скота

Культура выпаса скота

22 Июл 2012

СкотНе ограничивая себя выпасом травоядных животных вблизи своих деревень, монгольские кочевники везут свои дома — гэры (монгольские юрты) — с собой, когда отправляются пасти стада. Своим успехом они обязаны животному, обитающему в лугах, — лошади. Лошадям необходимо часто и регулярно питаться травой, и, в отличие от коровы, они не могут срыгивать пережеванную траву и снова се есть. Но зато лошади способны быстро бегать и проходить длинные расстояния. Считается, что первые люди, жившие на равнинах, начали ездить верхом на лошадях примерно 6500 леї назад, развив никогда невиданную прежде скорость, выносливость и силу. Что также привело к появлению внушающих ужас воинственных формирований. Крупнейшая в человеческой истории империя, простиравшаяся от Европы через Центральную Азию и весь Китай, которую в XIII веке возглавил Чингисхан, представляла собой армию вооруженных всадников. В наши дни монголы уже не вызывают такого страха, но их связь с лошадьми осталась такой же прочной.
Монголия — но земля, где нет ограждении, и хотя лошади принадлежат своим владельцам и имеют клеймо, их не загоняют в загон и не подковывают, они свободно бродят табунами, во главе которых идет жеребец-вожак. Когда приходит время перейти на новое пастбище, их перегоняют вместе с другим домашним скотом. На них едут верхом, а также доят, а забродившее молоко кобылицы до сих пор является основной летней пищей. Но для этого нужно поймать свою кобылу.
В конце июня, когда жеребятам исполнится примерно месяц, а трава становится ярко-зеленой, пастухи каждой семьи -некоторым из них может быть не больше девяти лет — седлают лошадей и отправляются сгонять коней в табун. Это может быть маленький табун в 50 голов или большой — до 1000 голов.
В семье Чулууна шесть пастухов сгоняют более 100 лошадей. Когда табун пригнан к гэру, Улаана берет на себя миссию по поимке жеребенка. Вооруженный шестом из лиственницы, длиной около 6 метров с кожаной петлей на конце, Улаана на своей лошади скачет легким галопом сквозь табун, ловко лавируя и прицеливаясь, чтобы аккуратно набросить аркан на шею жеребенка.
Жеребята и их матери бегут сквозь табун, прижавшись друг к Другу, но Улаана мастерски заарканивает жеребца, отклоняясь назад в своем деревянном седле, чтобы ровно удерживать шест, пока его двоюродный брат Тунгаа не набросит на жеребенка веревку с петлей.
Затем Тунгаа тащит жеребенка к веревке, натянутой вокруг двух столбов на уровне голени, и привязывает его. Процесс повторяется до тех пор, пока все жеребята не будут привязаны. Тем временем кобылы стоят неподалеку, и теперь мальчики направляют своих лошадей в погоню за ними. Кобылы еще не объезжены, и от этих трехлеток можно ждать любых неприятных сюрпризов.
Начинается дикая гонка с преследованием, пыль стоит столбом, кобылы шарахаются в сторону, поворачивая, а затем мчатся, обгоняя табун. Улаана всем телом подался вперед, обе руки держат шест, в то же время удерживая поводья, и на полном галопе встает в седле. Демонстрируя невероятные навыки верховой езды, он заарканивает кобылу. Но страх придает ей сил, и она взбрыкивает и становится на дыбы, так что Улаану требуется вся его сила, чтобы удержать шест. Высвободившись, лошадь быстро ретируется в сторону табуна, а шест тянется за ней следом. Когда она проходит мимо Эси, он хватается за шест, теряет равновесие и падает лицом в землю. В итоге петля лассо ослабевает и разматывается. Шест падает на землю и ломается под тяжестью копыт лошадей. Все нужно начинать сначала.

На этот раз преследование стремительно, и кобыла поймана легко и без проблем, но все же потребовалась вторая петля, прежде чем все три кобылы были стреножены. Глаза кобылы полны страха и неповиновения, когда Эси приближается к ней, спешившись. Он разговаривает с ней ласково, удерживая поводья в вытянутой руке. Медленно, спокойно он перебрасывает ремни вокруг ее головы. И только после этого убирает лассо. Вместе с Чулууном он обматывает ремнями передние ноги и опутывает задние так, чтобы она только могла ковылять к своему привязанному жеребенку. И теперь этих двоих оставят вместе на несколько часов, чтобы жеребенок сделал попытку пососать мать.
Издавая приглушенное бормотание, люди побуждают жеребенка сосать вымя, затем прерывают кормежку, чтобы подоить стреноженную кобылицу. После чего жеребенок продолжает есть, а Тунгаа уносит молоко, чтобы приготовить из него самый ценный летний напиток — арак, перебродившую в течение суток простоквашу.
На закате кобыл и жеребят отпускают, чтобы ночью они были вместе и малыши могли свободно пить молоко. А на следующее утро вся процедура повторится, как и во все последующие дни, до самой осени, когда семья будет вынуждена собрать свой гэр, сделанный из полотна, дерева и войлока, и продолжить поиски новых пастбищ.
Эти круглогодичные путешествия определили весь образ жизни местных кочевников, и хотя большинство монгольских семей в наши дни имеют грузовики, некоторые до сих пор пользуются запряженными яками тележками.


468x60
Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля
468x60